четверг

Палаццо Камерленги и его горгульи

Никто не берется сказать, сколько в Венеции существует изображений крылатого льва. Сосчитать их не так просто: крылатые львы украшают венецианские площади, дворцы, ворота и балконы. Они встречаются на каждом шагу: большие и маленькие, со стертыми от времени формами и прекрасно сохранившиеся. Их в Венеции не меньше , чем кошек, которые возможно, после перехода в мир иной тоже превращаются в изваяния львов (добирая после смерти то, что не получили при жизни - высокий статус, почет и гриву заодно с крыльями).
Такое количество крылатых львов в Венеции - не случайно: лев  - символ евангелиста Марка, а евангелист Марк - небесный покровитель города.
Но есть в Венеции изображения и других существ. Это страшноватые горгульи - фантастические существа из тех, что обильно украшающие  крыши средневековых храмов. В Венеции их значительно меньше, чем львов. Зато горгульи здесь не простые, а со значением, отражающие простой и грубоватый народный юмор.
Увидеть их можно на капителях колонн дворца Камерленги. Этот дворец, расположенный на берегу Большого канала и причудливо повторяющий его изгиб - стал первым общественным зданием Венеции. Построили его  в 1525 – 1528 годах по проекту архитектора Гульельмо деи Гриджи. Палаццо предназначался для казначейства. Здесь также располагалась дирекция рынка (который находится рядом с дворцом), специальная лоджия для переговоров купцов и долговая тюрьма. Здание дворца представляет собой образец стиля раннего Возрождения: большие арочные окна украшают колонны с растительным орнаментом, а на стенах сохранились окружности, в которых раньше помещались медальоны из драгоценных металлов. Интерьеры дворца украшали двести картин, выполненных лучшими венецианскими живописцами. Такая богатая коллекция сформировалась благодаря традиции, согласно которой каждый судья после того как он покидал свой пост, преподносил в дар палаццо картину. Небольшая часть этой коллекции сохранилась до нашего времени. Она выставлена в музее Академии, остальные картины были вывезены во время наполеоновской интервенции.

Но вернемся к горгульям. Они представляют собой двух персонажей весьма фривольного вида: это горгулья женского рода, сидящая на огненной жаровне и фавн (или сатир) с тремя ногами. Изображение этих существ связывают с историей строительства знаменитого моста Риальто, который находится по-соседству с палаццо Камерленги. Дело в том, что мост Риальто стал четвертым по счету мостом, построенным в этом месте канала.  Все его предшественники разрушались по разным причинам. Один из них просто не выдержал тяжести толпы зевак, которые собрались, чтобы лучше видеть свадебную
процессию, проплывавшую по Большому каналу. После этой трагедии было решено построить прочный каменный мост. Но на создание проекта новой переправы и его утверждение ушло несколько десятков лет. Тогда и появилась шутка: когда кто-нибудь спрашивал “Когда построят новый мост?”, то получал ответ: «Когда у мужчин вместо мужского органа вырастет третья нога, а у женщин загорится причинное место". Но в 1591 году  мост все-таки построили. Он прекрасно сохранился до наших дней, став одной из основных венецианских достопримечательностей. А горгульи, расположенные на стене, обращенной в сторону Риальто, остались как напоминание о венецианском долгострое.

Как добраться до палаццо Камерленги:
Fondamenta de la Preson, остановка вапоретто Rialto

3 комментария:

Популярные сообщения

"… и сказал он себе: нехорошо, если все те великие
диковины, что он сам видел или о которых слышал правду, не будут записаны для
того, чтобы и другие люди, не видевшие и не слышавшие, могли научиться из такого
повествования."

Марко Поло, “Книга о разнообразии мира”